на главную
новости обо мне графика кино календарь ссылки
Самый последний самурай

Когда, мои друзья смеялись над рекламным роликом этого фильма, я говорила: "А что вы думаете, всех самураев убили, остался последний, да и тот – Том Круз"... И я оказалась абсолютно права. Только, когда смотришь фильм, это совсем не смешно, а даже очень грустно.

Шутки шутками, но надо заметить, что в последнее время фильмы с Томом Крузом – это как правило фильмы, которые стоит посмотреть: "Особое мнение", "С широко закрытыми глазами", "Магнолия". Впрочем, большинство фильмов с его участием заслужили достаточно высокие оценки. Вспомнить хотя бы "Интервью с вампиром", "Фирму", "Коктейль", "Легенду" и конечно "Человека дождя". Даже "Миссия невыполнима" довольно не плохой фильм – поражает спецэффектами, невероятными шпионскими комбинациями, а последняя еще и непредсказуемой сменой персонажей. Снято хорошо и качественно и тоже не последними людьми. Можно сказать, что Круз сейчас – это определенный знак качества, фильм, в котором он снимается, практически всегда можно посмотреть с удовольствием, хотя бы один раз.

Повторяю, уважаю Эдварда Цвика и люблю его фильмы, но "Легенды осени" понравились гораздо больше.
"Последний самурай" – это очередной патетико-героический фильм. Снят он хорошо, и смотреть его приятно. Что свойственно большинству фильмов данного жанра.

Красивый фильм, но это никак нельзя ставить в заслугу, учитывая особую эстетизацию всей японской культуры, ее направленность на созерцание красоты. На мой взгляд видеоряд вполне соответствует требованиям выбранной тематики.

Кратко о японском подходе к эстетике *

Если в Европе этика и эстетика издавна были выделены в отдельные области осмысления мира, то для Востока характерна невычлененность этического и эстетического моментов из всего комплекса норм, идей и представлений, через которые воспринимается мир и которые имеют синкретический (от греческого synkrētismós – соединение, смешение) характер. С известной долей упрощения можно сказать, что если в Китае смыслообразующим и структурообразующим, пронизывающим этот комплекс стало этическое начало (господство конфуцианских идей), то в Японии им стало начало эстетическое (преобладание идей синто и дзэн). Невычлененность эстетики из всего круга мировоззренческих представлений в определенной мере осложняет соответствующий (привычный) анализ эстетических проблем, ибо искусственно выделить только то, что относится к эстетической проблематике, почти невозможно. Эстетическое восприятие в японской философии вплетено в общее восприятие действительности, художественно-эстетические элементы постоянно присутствуют в каждом акте общения с миром.

Традиционная японская философия рассматривает те же основные понятия (истина, добро, красота), но понимает их содержание иначе, чем европейская.

Под истиной понимается нечто текучее, изменчивое, отражающее столь же текучее и изменчивое состояние мира. Истина, согласно воззрениям даосизма и дзэн-буддизма, вообще не выразима в слове, она постигается (или не постигается) мгновенно, в акте озарения, путём прорыва к ней через непосредственное переживание: если мы переживаем искренне, то это и будет для нас истина. Таким образом, нет истины вообще, а есть истина для конкретного человека в конкретных обстоятельствах в конкретный момент – нечто неуловимое и неопределённое, постоянно трансформируемое в сложной, многоукладной мозаике всеобщих связей и отношений.

Столь же нечетко очерченным предстаёт понятие добра; человек следует природе, а совершенная природа не знает добра и зла. Поэтому и человеческая природа лишена как добра, так и недобра. Добрыми или злыми могут быть лишь те формы, в которых она реализуется (а это вопрос усвоения норм поведения). Иной способ самого миропонимания, не знающий такого понятия, как грех, в привычном, христианском смысле, толкует зло как то, что не согласуется с природой и красотой, нарушает гармонию. Таким образом, само добро предстает как в определенном смысле эстетическая категория. Поэтому красота по отношению к добру занимает как бы "более главное" место и связана с ним иными соотношениями, чем это характерно для гармонического восприятия в традиционном европейском понимании.

Японии удалось соединить как бы два пути развития – характерный для Запада, форсированно экспансионистский, и традиционный восточный, углубленно-созерцательный. Вместе с системой традиционных представлений, в которые неотрывно вплетаются и представления эстетические, это составляет тот естественный совокупный контекст, в котором формируется и оформляется эстетическое сознание – эстетические понятия, вкус, представления об идеале, красоте, гармонии. Японская школа культивирует национальный дух, формирует соответствующие моральные качества, развивает традиционные черты национального характера, используя в качестве опорных основ идеи влиятельных философских, религиозно-мировоззренческих, этических учений: синто, бусидо, буддизма, конфуцианства.

В Японии по традиции эстетическому и художественному воспитанию уделяется серьезное внимание. Большую роль в японской культуре сегодня играет дизайн – мощный интегрирующий фактор, включающий научно-техническое развитие в систему гуманитарных ценностей и превращающий технологию в инструмент культуры. Японская культура имеет давние национальные традиции, связанные с воспитанием в каждом человеке эстетического чувства, основанного на способности воспринимать, переживать красоту различных природных явлений, а также созданную руками талантливого мастера. Японцы считают, что именно красота превращает человека в цивилизованного индивидуума, поэтому включение эстетического воспитания в японскую общеобразовательную школу не вызывало никаких сложностей, так как это было уже заложено в культуру прежними поколениями.

Эстетизация образа жизни, окружающей среды опирается на само характерное для Японии понятие красоты, включающее в себя принцип "излишнее безобразно" и утверждающее единство прекрасного и утилитарного, которое выступает при этом как часть красоты. Искусство естественно вписывается в среду, а среда традиционно является для японца реальной формой существования искусства, она впитывает искусство, делая красоту своим элементом. Действительно, все японские искусства, особенно традиционные, строятся как выражение связи искусства и окружения.

Мир природы и мир человека не разделены и не противопоставлены друг другу ни в сознании японца, ни в его искусстве. Умение чувствовать природу, ощущать себя ее частью, умение выражать своё понимание ее во всех формах человеческой деятельности всегда считалось обязательным качеством культурного человека. Такое ощущение неотделимости себя от мира опирается на философские представления синто и дзэн-буддизма, наиболее влиятельных и оказавших существенное влияние на формирование сознания японцев учений, и связано с общей трактовкой проблемы отношений субъекта и объекта.

И снова о фильме...

Хотелось бы, чтобы подобные фильмы имели более-менее твердую историческую основу. В противном случае, на мой взгляд, лучше снимать чисто художественные фильмы, без претензии на историчность. Тогда и претензий меньше будет, и восприниматься будет адекватнее. Но похоже, что на это рассчитывать, по крайней мере, в ближайшее время, к сожалению, не приходится.

Действие фильма происходит в 1876-1877 годах, но абсолютно не понятно, что взято из истории японской революции Мэйдзи исин и войн, которые велись в этот период. В 1877 произошло восстание на Сацума. После введения запрета на ношение мечей Сайго Такамори удалился в родную провинцию Сацума, где стал обучать молодых самураев военному искусству. 15 февраля 1877 года Сайго Такамори во главе 15 000 человек захватил Кагосимо, затем атаковал армию Кумамото, разгромил ее и осадил замок Кумамото. Узнав об этом, правительство послало регулярную армию под командованием Арисугава Тарухито. Повстанцы отступили в Хюга, где были разбиты в нескольких сражениях. Последняя битва произошла при Сирояма 24 сентября 1877 года. Но связь с официальной историей Японии в фильме не очень прослеживается.

Впрочем, достаточно вспомнить лучший "героико-исторический" фильм последних лет "Гладиатор", который в историческом смысле можно связать только с историей и практикой организации и проведения массовых зрелищ в Римской империи.

Кстати, не удивляйтесь, услышав в батальных сценах темы из подобных сцен в "Гладиаторе". С вашим слухом все в порядке. И не обязательно долго ждать в титрах имя композитора, это действительно Ханс Зиммер. Наверное, он просто решил, что проверенные опытом приемы лучше, чем не проверенные, даже абсолютно новые.

Только странно смотрится этот фильм в дни, когда мы отмечаем столетие подвига моряков крейсера "Варяг". Мы знаем, что японцы способны по достоинству оценить мужество врагов. Но художественного фильма, посвященного этому великому событию не только российской, но и мировой истории мы не увидели. Правда увидели великолепный документальный фильм, показанный по РТР.

Не знаю, видел ли кто-нибудь фильм, снятый к пятидесятилетию подвига "Варяга". Кадры из него были использованы в документальном фильме. Если кто-то видел, напишите, мне очень интересно.


* Все данные, приведенные в первой главе моей дисертации, взяты из 2-х источников:
1. Быстров В.М. Методическая система подготовки учителя технологии и предпринимательства к эстетическому воспитанию школьников. Череповец, 2000
2. Современные концепции эстетического воспитания. Под ред. Киященко Н.И. М., 1998

народ  почта  карта сайта гостевая книга
Hosted by uCoz